?

Log in

No account? Create an account

Не смеяться, не плакать , не проклинать — а понимать…

Previous Entry Share Next Entry
Вести с арктических полей: Shell и будущее Аляски
ангел
danko2050
На пестром новостном фоне затерялось сообщение, заслуживающее большего внимания: компания Shell приостановила разработку нефтяных месторождений на шельфе Аляски. Чтобы понять значение этого решения нужно взглянуть на кривую добычи этого региона:

добыча на Аляске
Добыча на Аляске (в основном на месторождении Прадхо-Бэй) началась в 1977 году и достигла пика в 1988 году немного не дотянув до 2 mbd. По итогам 2013 года ожидается, что добыча составит около 0,5 mbd. Нефть с арктического побережья Аляски перебрасывается на юг в порт Вальдез по трубопроводу TAPS (Trans-Alaska Pipeline System) длинной около 800 миль, а оттуда танкерами на НПЗ.

2 Alaska pipeline

С этим трубопроводом есть определенная проблема: он не рассчитан на низкую загрузку. Все дело во времени и температуре среды - если 20 лет назад он работал на полную мощность и нефть путешествовала с арктического побережья на юг 4 дня, то теперь дорога занимает 20 дней - соответственно, чем больше дорога, тем сильнее остывает нефть (и начинаются проблемы с водой и парафиновыми отложениями). В 2008 году, когда объем прокачиваемой нефти ещё был на уровне 0,7 mbd и весь путь занимал 13 дней (около 2,6 миль в час), на входе в трубопровод температура нефти была около 43 град. по Цельсию, а на выходе 13 град. При температуре минус 0,6 град. вода в нефтяной смеси замерзает и вместе с парафином выпадает в осадок, создавая риск закупорки трубы.

7 wax buildup

По расчетам специалистов зона риска находится где-то между 550 kbd и 350 kbd (в 2013 году было около 510 kbd) - другими словами, с настоящего момента и где-то до 2020 года риск выхода трубопровода из строя (в зимние месяцы) будет нарастать. Нефть Аляски может закончится не плавным снижением, а резким обрывом - с 350 kbd до нуля.

добыча и сложности с трубопроводом

Чтобы этого не случилось необходимо вводить в строй новые месторождения и главной надеждой на рост добычи были арктические планы компании Shell, которая в 2005 и 2008 годах заплатила на аукционе 2,2 млрд. долл. за лицензию на разработку запасов Чукотского моря и моря Бофорта.

Шелл на шельфе Аляски

В море Бофорта планировалась разработка семи небольших нефтяных полей, которые должны были быть связаны с Прадхо-Бэй 235-мильным подводным трубопроводом и выдавать на пике 0,6 mbd. В Чукотском море планировалась разработка четырех месторождений и постройка 680-мильного трубопровода, пиковый уровень добычи должен был составить около 1,2 mbd. На 2014 год компания закачала в проект 6 млрд. долл. и ввела в строй две разведочные скважины. Но большего не позволила сама природа: в декабре 2012 года во время шторма платформа "Куллук" сорвалась и села на мель около острова Кодиак.

куллук 2

В итоге починка платформы была признана слишком дорогой и её списали - только это стоило компании нескольких сотен миллионов долл. Но главным препятствием для арктической программы Shell стали не ветер, холод и льды Арктики, а плохие финансовые показатели: в 2013 году они составили 19,5 млрд. долл. против 25,3 млрд. долл. в 2012 году (почти на 23% ниже). При этом схожие тенденции наблюдаются и у остальных крупных нефтегазовых компаний: тогда как капитальные расходы растут в среднем на 11% в год уровень добычи почти не меняется, а цены на нефть прекратили свой рост:

Расходы и добыча

В итоге, чтобы показать нормальную прибыльность нефтяные компании стали резать крупные капитальные вложения: Shell отказалась от планов строительства завода GTL в Америке, продала свою долю в бразильском нефтяном проекте, прикрыла проект по извлечению нефти из керогена и вышла из LNG-проекта в Австралии. В этот печальный список теперь попали и арктические проекты компании. Возможно, это улучшит финансовые показатели сейчас, но что будет с добычей завтра без роста инвестиций и капитальных затрат? Вопрос риторический.

Ну и последнее - что же будет с Аляской? Долгое время растущие цены на нефть компенсировали снижение добычи в части налоговых доходов штата (так, по оценкам экспертов Douglas-Westwood LLC, если в 2003 году весь объем добычи стоил 10 млрд. долл., то в 2008 году меньший объем - ведь добыча продолжила падать - стоил уже 23 млрд. долл.). Однако в следующие шесть лет если не ввести в строй новые месторождения нефтепровод встанет - и вместе с ним почти мгновенно исчезнут нефтяные доходы, составляющие 90% бюджета штата. Детройт на этом фоне покажется детским пикником. А у России появится шанс выкупить Аляску обратно - за доллар.


  • 1

что-то не договорено

в вопросе про парафинообразование, потому что DRA успешно решает эту проблему

Помнится мне пропагадистская передачка "Окно в Америку" - крутили по телеку в начале 90-х.
Серия про Аляску была прямо чудесной. и гостиница Баранов, и город, и уровень жизни, и экологически чистые шоссе...
Нешто теперь все медным тазом накроется :)

Скорее все накроется стальной трубой ;)

Может штат спасет газ?

У них оказывается настолько много пропадает обычного газа ,что вынуждены его закачивать обратно в скважины
http://www.oilru.com/news/393881/

А Шелл просто так не бросят - наверняка дадут еще льгот либо привлекут другие компании.

Re: Может штат спасет газ?

Газ могут закачивать обратно для поддержания давления в пласте.

Добыча газа вполне может помочь в этой ситуации. Но и строить завод СПГ, и тянуть трубу - дело затратное да и сроки не сходятся: нефть закончится раньше лет на пять.

Я думаю предполагать, что эта достаточно мелкая инженерная проблема не имеет решения не серьёзно. На вскидку подогрев на половине пути или как альтернатива резервуар накопитель позволяющий давать необходимый минимальный объем. Просто решение как всегда сдвигается на самый последний момент, платить заранее не кто не хочет.

Вопрос рентабельности - добыча то падает, да и отапливать половину 800-мильного трубопровода в северной глуши то ещё удовольствие. Информация про проблемы при низкой загрузке, кстати, от компании-оператора трубопровода: http://www.theoildrum.com/node/8294

Разные мелочи, которые легко решаются сами по себе, вместе дают уже совсем иной, совместный эффект, который и начинает быстро валить совсем недавно, казалось бы, очень мощные и основательные системы...

Пора снять Аляску с нефтяной иглы!

Большое спасибо за информацию!
Она намного важнее, конечно, любых Олимпиад и прочего информационного шума.

И очень показательна. Дело не в Аляске и ее доходах, дело в том, что начнет вот так же "урезаться" будущее всей нефтяной цивилизации. Очень вероятно - неожиданно, резко и ввиду столь мелких (на самом деле) и заранее не предвиденных причин, как срыв во время шторма одной платформы или аналогичных случайных событий...

То, что один шторм может потенциально "утопить" всю Аляску говорит ИМХО о хрупкости современной индустриальной цивилизации. Но самый тревожный признак - это снижение доходов крупных нефтегазовых компаний и, соответственно, капитальных затрат. Вот это может "утопить" весь мир.


Банкстеры похоже уже доигрались со своим сдерживанием цен на рынках сырья, и в первую очередь нефти, но это будет сюрпризом. Особенно порадовало число 11% (годовой рост капэкс) -- это удвоение за 6 лет, то есть к 2020.
Зарезанные проекты наверняка бросятся восстанавливать, когда нефть покажет волшебные цифры "200", либо их купит CNOOC. В любом случае, очень интересные мысли.
'I feel a great disturbance in the Force' :)

Судя по карте, объекты, на которых Шелл вел разведку,находятся на удалении от входа в трубу 300-400 миль. Скорее всего, стоимость инженерных решений для преодоления этих миль очень существенна и потребует немалых инвестиций в инфраструктуру (на порядки больше, чем обеспечение работоспособности действующего нефтепровода). Вероятно, этот вопрос и был определяющим при решении о сворачивании проекта.

Все верно - сворачивают капитальные расходы чтобы показать лучшую прибыльность в новом году, которая просела в прошлом. Но эти расходы - это завтрашняя нефть.

Похоже,акулий плавник опять отдаляется )
По крайней мере, добыча на земле по идее должна быть более реальной чем на ледяном море ,где буровая платформа может стоить под 1 млрд$

https://www.adn.com/business-economy/energy/2016/10/04/caelus-claims-world-class-offshore-arctic-oil-discovery-that-could-among-alaskas-biggest/

  • 1